Сергей Землюков: Алтайский государственный университет готов стать экспериментальной площадкой по организации системы подготовки специалистов к службе в Вооруженных Силах РФ

28 мая
2013

Ректор крупнейшего технического ВУЗа Алтайского края Сергей Землюков, участвовавший в межрегиональном интернет - совещании руководителей предприятия ОПК, высокотехнологичной промышленности и ректоров высших учебных заведений, посвященном реформированию системы военного обучения в ВУЗах, одним из первых выразил готовность развернуть на базе Алтайского государственного университета площадку для проведения эксперимента по внедрению модульного обучения будущих военнослужащих.

Организатором масштабного интернет – форума, состоявшего 14 мая 2013 года в Туле, выступила Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям» при поддержке Российского союза ректоров и Союза машиностроителей России. Напомним, в начале марта ЛСОП инициировала предложение по организации двухуровневой системы обучения на военных кафедрах. Президент Ассоциации Владимир Гутенев предложил в рамках бакалавриата готовить на базе военных учебных центров младших командиров, которые после двухлетнего обучения и месячных военных сборов получали бы звание сержантов запаса. Если потом они призываются в армию, служат уже на условиях контрактника с соответствующими зарплатой и бытом. В магистратуре же студенты после еще одного года обучения на базе военных кафедр и прошедшие 2-х месячные военные сборы должны будут получить офицерское звание.

По словам Гутенева, такое предложение родилось не на пустом месте и обусловлено задачами повышения обороноспособности страны с учетом модернизации Вооруженных Сил. "Сегодня в армию приходит сложная техника, но все мы знаем, что в армию призывается, мягко говоря, не самый подготовленный контингент призывников. Это происходит потому, что количество мест в российских вузах фактически равно количеству абитуриентов. В армию же идут служить не самые образованные молодые люди, как правило, из неблагополучных или малообеспеченных семей. И происходит существенный разрыв между требованиями к военнослужащим и реальными качествами, которыми обладают призывники", - отметил Гутенев.

Ректоры 91 российского вуза от Калининграда до Хабаровска, принявшие участие в интернет - совещании, поддержали идею расширения и модернизации сети военных кафедр в ВУЗах и выразили готовность предоставить высшие учебные заведения для проведения эксперимента по внедрению модульного образования, отметив, что такой подход позволит вернуть в ВУЗы проблематику в сфере обороны и безопасности.

Глава Алтайского государственного университета Сергей Землюков, поддерживая важность поставленных вопросов, отметил, что необходимо разделить цели взаимодействия ВУЗов и Вооруженных Сил. «Таких целей две. Это – комплектование армии младшими командирами и обеспечение кадрами предприятий ВПК», - считает Землюков. Для этого, по мнению ректора, необходимо создать новые, либо модернизировать действующие военные кафедры на новой основе с учетом того, что кафедра должна стать организующим и координирующим центром реализации проекта.

«Эти кафедры должны быть оснащены современным оборудованием с учетом специфики ВУЗа и направлений подготовки. Важно проработать и технологический процесс с учетом программ обучения и прохождения военной службы во время обучения. Кроме того, необходимо продумать правовые, социальные и иные вопросы привлечения студентов к поддержке Вооруженных Сил России, включая социальные стимулы и правовые гарантии», - подчеркнул ректор.

Немаловажной считает Землюков и специфику того или иного региона. «Например, Алтайский госуниверситет находится в приграничной территории и имеет возможность учитывать этот факт при реализации взаимодействия ВУЗа и Вооруженных Сил страны», - резюмировал Сергей Землюков.