Сергей Чемезов объявил аэропортовый сбор

Сергей Чемезов объявил аэропортовый сбор

«Ростехнологии» претендуют на региональные аэропорты
Помимо авиакомпаний глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов хотел бы видеть в собственности госкорпорации и несколько региональных аэропортов. В частности, как стало известно „Ъ“, «Ростехнологии» претендуют на аэропорты Минеральных Вод и Южно-Сахалинска, а также на 100% акций авиакомпании «Сахалинские авиатрассы». Последние два актива давно интересуют «Аэрофлот», который планирует создать дочернюю компанию на Дальнем Востоке.
„Ъ“ неоднократно писал о том, что в конце декабря глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов внес в правительство проект указа президента о формировании имущественного взноса РФ при создании госкорпорации. Проект содержит перечень активов, передающихся в собственность госкорпорации. В последней редакции этого документа появился целый раздел — «Воздушный транспорт». Помимо уже упоминавшихся ФГУП ГТК «Россия», ФГУП «Оренбургские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа» (51%) и новосибирского ОАО «Авиакомпания „Сибирь“» (25,5%), в документе оказался ряд ранее неизвестных активов. В частности, в нем фигурируют ФГУП «Кавминводыавиа» (владеет одноименной авиакомпанией и двумя аэропортами — Минеральных Вод и Ставрополя), ФГУП «Аэропорт Южно-Сахалинск», а также 100% акций ОАО «Авиакомпания „Сахалинские авиатрассы“», 74,69% акций абаканского ОАО «Авиакомпания „Хакасия“» и 51% акций ОАО «Саратовские авиалинии» (владеет аэропортом Саратова). Кроме того, аэропортом владеет и уже упоминавшийся ФГУП «Оренбургские авиалинии».
Таким образом, в результате в собственности «Ростехнологий» может оказаться пять региональных аэропортов. AIRUnion и входящие в него авиакомпании в данном проекте указа не упоминаются. Источник в Минтрансе сообщил „Ъ“, что эти активы будут переданы «Ростехнологиям» отдельным указом, который уже прошел согласование в ведомствах.
Зачем «Ростехнологиям» потребовались региональные аэропорты, в самой госкорпорации не комментируют. Однако источник в одной из дочерних компаний ФГУП «Рособоронэкспорт» (на его базе создаются «Ростехнологии») напомнил „Ъ“, что прошлым летом «Рособоронэкспорт» создал специализированную компанию, в задачи которой входит модернизация топливозаправочных комплексов (ТЗК) в российских аэропортах — ООО «Топливозаправочный сервис аэропортов» («ТС-Аэро»), и заправка самолетов. «Пять аэропортов — это пилотный проект. Если нам удастся обеспечить техническую модернизацию их ТЗК, перечень аэропортов под управлением госкорпорации может быть расширен»,— утверждает источник „Ъ“.
В «Аэрофлоте» известие о дальнейшем расширении перечня госактивов, передаваемых «Ростехнологиям», восприняли как еще один удар по проекту создания Дальневосточной компании (в нее предполагалось включить «Дальавиа», «Владивосток Авиа» и «Сахалинские авиатрассы»). «Это продуманный проект, предполагающий не только приобретение „Аэрофлотом“ этих активов, но и их развитие. В результате был бы создан крупный магистральный перевозчик, способный стать конкурентом крупным зарубежным авиакомпаниям на этом направлении и внести вклад в развитие внутрирегиональных перевозок»,— заявил „Ъ“ заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. По его мнению, исключение даже одной из региональных компаний приведет к тому, что «проект потеряет всякий смысл».
Впрочем, позиции чиновников различных ведомств в отношении передаваемых «Ростехнологиям» авиационных госактивов разнятся. В понедельник глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что передача «Ростехнологиям» госпакетов ГТК «Россия», «Сибири» и «Владавиа» будет полезна для страны, поскольку создаваемый госкорпорацией холдинг создаст «сильного конкурента» на рынке, в частности «Аэрофлоту». Однако глава Росимущества Валерий Назаров во вторник высказал мнение, что дальневосточные активы все-таки не стоит передавать «Ростехнологиям». «Все дальневосточные авиационные активы получит „Аэрофлот“»,— заявил он.
Гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак считает, что, учитывая исторически сложившуюся кооперацию «Аэрофлота» с дальневосточными авиакомпаниями и имеющиеся коммерческие права, «было бы значительно проще создать работоспособный филиал». «Но, на мой взгляд, „Аэрофлот“ и без этих активов вполне способен создать мощную дальневосточную руку, просто на это потребуется несколько больше времени и денег»,— полагает эксперт, добавляя, что цена вопроса — разработанная маршрутная сеть, самолеты и летный персонал авиакомпаний, который придется искать на рынке.
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что консолидация аэропортового и перевозочного бизнеса в одних руках «прямо противоречит политике Минтранса, последовательно проводящего разделение этих видов деятельности». Он уточняет, что одновременное владение аэропортом и базовым перевозчиком, как это имеет место в Южно-Сахалинске и Минеральных Водах, создает почву для злоупотребления аэропортом своим доминирующим положением в отношении сторонних авиакомпаний. «Не стоит забывать, что „Ростехнологии“ также намереваются сосредоточить в своих руках топливозаправочный бизнес в аэропортах, что также может приводить к ограничению конкуренции на рынке»,— полагает эксперт.

Источник: Елена Киселева, Алексей Екимовский, "Коммерсант - ХАБАРОВСК", 27 марта 2008 года