«Инженеры будущего-2019»: Отсутствие сертификационных норм препятствует развитию аддитивных технологий на предприятиях

06 июл
2019

Применение аддитивных технологий на российских предприятиях испытывает трудности из-за отсутствия норм сертификации и стандартизации. Компании могут создавать продукты с применением 3D-печати, но процесс официальной приемки подобных изделий пока еще не определен. К такому выводу пришли участники VIII Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего-2019».

Аддитивные технологии сегодня уже не воспринимаются как что-то фантастическое. Предприятия внедряют и активно используют 3D-печать, но стандартов и методик, определяющих эту работу нет. 

«У нас нет нормативной документации, не запатентованы методики, нет квалификации процессов, которые должны происходить. Одни делают по одной методике, другие – по другой. Из-за такой неравномерности могут возникать проблемы. Мы, конечно, можем напечатать изделие, но как потом его защитить? Получается так, что у нас локомотив идет вперед, а машинист бежит за поездом», — заключила инженер-конструктор «ОДК-Климов» Елена Шикунова 

Участники дискуссии констатировали, все нынешние ГОСТы и ОСТы не учитывают аддитивные технологии, что сказывается на самом принципе их применения. Тем не менее, отрасль постепенно формируется и запрос на стандартизацию находит отклик со стороны государства. Комитет №182 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии уже работает надо созданием национального стандарта в области аддитивных технологий. 

Не менее важен вопрос области применения аддитивные технологии. Некоторые специалисты предлагают использовать их в производстве серийной продукции. 

«По опыту западных компаний аддитивные технологии лучше применять в новых изделиях, которые только вошли в разработку. А те изделия, которые уже входят в серию, лучше делать, грубо говоря, литьем, поскольку они были спроектированы по-старому, без учета возможностей 3D-печати», — отметил Петр Ахрестин, представлявший Объединенную судостроительную корпорацию.

По мнению большинства молодых инженеров, предприятия в России рассматривают аддитивные технологии лишь в контексте селективного лазерного сплавления (SLM), с помощью которого можно создавать особо прочные металлы. Но важно также не игнорировать технологии производства из полимеров и пластика, которым можно найти широкое применение и в машиностроительной отрасли.

Наиболее полно потенциал аддитивных технологий способен раскрыться в авиастроении. Вес для воздушного судна — один из существенных показателей, напрямую влияющих на расход топлива и аэродинамику. 3D-печать же позволяет создать более легкие комплектующие, сохраняя при этом их прочность. В погоне за улучшением характеристик самолетов и стратегической экономии авиастроители готовы инвестировать в аддитивные технологии, даже несмотря на то, что продукты 3D-печати бывают дороже своих «обычных» аналогов.

В России, например, уже функционирует Центр аддитивных технологий на базе одного из предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации. В развитии его компетенций участвует весь авиационный кластер государственной корпорации «Ростех».

VIII Международный молодежный форум «Инженеры будущего» проходит со 2 по 13 июля в Оренбургской области на базе областного оздоровительного центра для детей и молодежи «Янтарь». Возраст участников Форума 20-35 лет.

Ключевая миссия Форума «Инженеры будущего» — вовлечение молодых инженеров в деятельность по восстановлению и развитию отечественной научно-промышленной системы, объединение усилий молодежи России и зарубежных стран для разработки и совместной реализации проектов и программ, направленных на развитие машиностроения и смежных отраслей промышленности.

Официальные организаторы и соорганизаторы мероприятия: Союз машиностроителей России, Правительство Оренбургской области, ГК «Ростех», Федеральное Агентство по делам молодежи, Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям».

Генеральные спонсоры: АО АКБ «Новикомбанк», ФСК ЕЭС (Россети).

Партнеры мероприятия: АО «АвтоВАЗ», ПАО Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ».