Диалог с конструктором на МАКС-2019 - Гиви Джанджгава: Нельзя в постоянно меняющихся условиях создать стратегию на 15 лет

27 авг
2019

Стратегию авиационной промышленности на десятилетия создать невозможно в связи с постоянно меняющими внешними и внутренними условиями, поэтому необходима обновляемая раз в два-три года концепция, считает президент, генеральный конструктор Раменского приборостроительного конструкторского бюро, замгендиректора по НИОКР бортового оборудования - генеральный конструктор Концерна Радиоэлектронные технологии (АО «КРЭТ»), член Бюро Союза машиностроителей России Гиви Джанджгава. Генконструктор при поддержке Союза машиностроителей России на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 провел встречу с учеными и отраслевыми журналистами и сообщил, в каком направлении следует развиваться отечественному авиастроению.

«Сейчас обсуждается стратегия развития авиационной промышленности. Но стратегию невозможно создать в этих условиях финансирования, политического давления, на 10-15 лет запланировать технологическое развитие просто невозможно, нужно делать концепцию, которая через год-два будет обновляться. Я считаю, что творчество – это такой путь, который в любых условиях организации будет находить выход из положения. Надо так написать стратегию, чтобы и деньги с Минфина получить и сделать все. Пишется стратегия, но с обновлением через 2-3 года», - сказал Джанджгава.

Он отметил, что в обычном авиастроении российские производители вряд ли догонят Airbus и Boeing, которые выпускают по 600-700 образцов, но необходимо обратить внимание на «междисциплинарные приемы». «А сверхзвуковой самолет – мы можем сделать, можем развивать это направление. Надо включить творческий потенциал, мотивацию творческого и технологического труда, тогда у нас все начнет получаться. Нам надо выбирать очень узкие места, найти время, силы и желания, чтобы это были опережающие технологии. Я и вас агитирую, впрягайтесь, давайте тянуть эту повозку», - добавил конструктор.

Президент РПКБ сообщил о разработки предприятием бортового оборудования, не отстающего от зарубежных аналогов, и максимальной унификации его для разных типов воздушных судов. «На сегодняшний день система создана, мы уже выходим на сертификацию, оборудовали объекты СЛО, который обслуживает правительство – Ил-96 и так далее. Есть вопрос ценового характера, и мы стараемся жестко держаться унификации, и создавать такое количество, чтобы можно было добиться и качества выпуска продукции и ценовых параметров», - добавил конструктор.

В настоящий момент ведутся работы над отечественными приборами для лайнера SSJ-NEW. По словам Джанджгавы, уже подписано техническое задание, на авиасалоне планируется обсудить конкретные графики и финансирование. «Мы надеемся, что это будет тот объект, который заслуживает уважения. Параллельно будем модернизировать Ил-114, Ил-96-400 и с этой группой гражданских аппаратов попробуем выйти на наш внутренний рынок, набить шишки, а потом уже и на за рубеж», - отметил президент РПКБ.

Джанджгава также высказался на тему перспективы беспилотной авиации. По его мнению, необходимо «высвобождать пилотов» и организовать процессы так, чтобы «все происходило автоматически».

Поддерживает развитие беспилотных летательных аппаратов и заместитель председателя Комиссии Союза машиностроителей России по развитию аэронавигационной системы, заместитель генерального директора по научной работе и развитию АО «АЗИМУТ» Виктор Соломенцев. «Я думаю, что пройдет 20-30-40 лет, и у нас будут зоны, которые будут выделяться для пилотируемой авиации, для удовольствия, а в основном будут летать аппараты-автоматы», - сказал он.

Соломенцев также отметил необходимость создания доступной всем конструкторам обновляемой онлайн-базы стандартов. В разработке стандарта, подчеркивает он, должны быть заинтересованы производители - так легко работать, а также это дает разработчику стандарта приоритет на рынке.

Эксперт также поднял вопрос о ситуации с вузами. Соломенцев считает необходимым закрывать вузы, которые не занимаются научной работой. «Нужно провести инвентаризацию. Такого количества инженеров в нашей стране не нужно. Если он инженер, то он должен быть инженер, а не человек, получивший некое общее высшее образование, особенно бакалавры – четыре года отучился без специальности, без всего, получил базовые знания, но он не инженере, не разработчик – проблема в этом. На мой взгляд, надо переходить к тому, чтобы вузы обязательно были вовлечены в науку и только такие имели право на существование», - заявил Соломенцев.

Участники дискуссии также обсудили вопросы безопасности полетов, программу базовых критических технологий, проблемы с изданием научно-технической литературы в России. Модератором дискуссии выступил председатель комиссии Союза машиностроителей России по молодежной политике, управляющий делами РПКБ Олег Стогов.

Международный авиационно-космический салон МАКС-2019 проходит с 27 августа по 1 сентября 2019 года в подмосковном Жуковском на аэродроме Летно-исследовательского института им.М.М.Громова. Союз машиностроителей России проводит на авиасалоне ряд мероприятий деловой программы. Входящий в Союз российский спецэкспортер АО «Рособоронэкспорт» пригласил на МАКС-2019 пригласил 120 делегаций из 65 стран мира. Среди экспонентов авиасалона большинство предприятий-членов СоюзМаш России.